Когда мы рассмотрели все компоненты базы знаний, можно приступать к построению картотечно-поисковой дедуктивной машины. Для упрощения манипуляций отдельными компонентами базы знаний будем считать, что каждое правило как бы размещено на отдельной «справочной карточке». Поскольку для независимых признаков предусмотрены как переводы, так и вопросы-подсказки, для любого признака можно подготовить справочную карточку, на которой размещаются ключевое слово, перевод и подсказка (если последняя вообще имеется для данного признака).
Правила, используемые в нашей базе знаний, сведены в табл. 1, а полный набор карточек признака, содержащих признаки, переводы и подсказки, представлен в табл. 2. Теперь попытаемся реализовать такой набор карточек на практике. Номера шагов в приведенном ниже описании относятся к сеансу консультации по классификации растений, проиллюстрированной табл. 3.
Таблица 3. Пошаговое представление сеанса консультации с помощью картотечно-поисковой дедуктивной машины, иллюстрирующее изменение содержимого стеков
Шаг |
Анали- |
Значение |
Ответ на |
Стек целей |
Контекстный стек |
№ |
№ | ||
Признак |
№ |
Признак |
Значение | ||||||
1 |
|
|
|
семейство |
|
|
|
|
|
2 |
1 |
неизвестн. |
|
класс |
1 |
|
|
|
|
3 |
5 |
неизвестн. |
|
тип |
5 |
|
|
|
|
4 |
7 |
неизвестн. |
|
стебель |
7 |
|
|
|
|
5 |
нет |
|
древесный |
тип |
6 |
стебель |
древесный |
|
|
6 |
7 |
ЛОЖЬ |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
8 |
неизвестн. |
|
положение |
8 |
|
|
|
7 |
8 |
нет |
|
прямой |
тип |
5 |
положение |
прямой |
|
|
9 |
8 |
ЛОЖЬ |
|
|
|
|
|
|
8 |
10 |
9 |
неизвестн. |
|
Осн.ствол |
9 |
|
|
|
|
11 |
нет |
|
да |
тип |
5 |
Осн.ствол |
да |
|
|
12 |
9 |
ИСТИНА |
|
класс |
1 |
тип |
дерево |
9 |
|
13 |
5 |
неизвестн. |
|
Шир.+плос |
5 |
|
|
|
|
14 |
нет |
|
нет |
класс |
1 |
Шир.+плос |
нет |
|
|
15 |
5 |
ЛОЖЬ |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
6 |
ИСТИНА |
|
семейство |
|
|
|
|
|
17 |
1 |
неизвестн. |
|
Форма листа |
1 |
класс |
Голосем. |
6 |
|
18 |
нет |
|
|
семейство |
|
Форма листа |
Чешуеобр. |
|
|
19 |
1 |
ИСТИНА |
чушуеобр |
|
|
семейство |
кипарис |
1 |